Этапы формирования школьной формы до сегодняшнего дня
Многие родители задаются вопросом: «Кто был инициатором создания школьной формы и зачем это было нужно?». По имеющейся информации, дошедшей до нас сегодня, первую форму дети стали носить при Петре I. Это примерно 1701 год. Уже в институте благородных девиц, который был создан Екатериной II, девушки 6 – 9 лет облачались в коричневые наряды, 9 – 12 – в голубые, 12 – 15 – в серые, а 15 – 18 – белые. Парадные платья вышивались из шелка, а по обычным дням предписывалось носить одежду из камлота, выписываемую из Англии.
Как придумали школьную форму?
Активный процесс создания школьной формы начался в 19 веке, когда принимались ряд важных решений об обмундировании всех гражданских персон императора.
Все больше стали цениться мундиры для гражданских, гимнастических лиц и студентов. Это активно осуществлялось начиная с 1855 до 1913 года:
- В 1896 году издается указ о внешнем виде девочек, что служит первым толчком к серьезным преобразованиям.
- До 1917 года одежда выделяла учеников по сословию и там могли учиться только ребятишки состоятельных персон. Они носили соответствующую одежду не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время парадов и торжественных мероприятий.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России стала считаться пережитком прошлого, буржуазного излишества и была резко отменена.
Во времена «классовой борьбы» старое одеяние было отнесено к символу принадлежности к высшему сословию. Ввиду бедности многих граждан решено было прекратить показуху, которая приводила к расслоению, неуважению. На фоне богатых детей, бедняки ходили за знаниями в том, что могли предоставить родители, а это не всегда были приличные вещи. Государственные структуры в ту пору принялись за активную борьбу с разрухой, классовым неравенством и пережитками прошлого.
Но с течением времени, когда страсти поутихли, к старым образам стали присматриваться вновь. Новая реальность снова стала принимать на ура коричневые строгие платьица, фартуки, курточки для учеников и отложенные воротнички. Одежда свободного раскроя считалась недопустимой и вызывала ассоциации буржуазной разнузданности.
С 1949 года происходит постепенный возврат к былому образу. Начиная с этого периода можно отметить следующую яркую событийность, касающуюся формы учеников:
- К 1950 году люди постепенно стали одевать мальчиков в военные гимнастерки со стоячими воротничками, а девочек – в платья коричневого цвета с манжетами и воротничками по классической схеме.
- Последняя атрибутика теперь стала обязательной к 1953 году. Дополнительным элементом для девочек могли стать черные или кофейные банты для парадного выхода.
- В 1960 году можно было выбрать белые бантики. Но иные цветовые сочетания строго пресекались.
- С 1962 года было внесено изменение в форму для мальчиков. Их переодели в костюмы из шерсти, которые обязательно имели застежки из четырех пуговиц.
- В 1973 форма для мальчиков опять претерпела изменения. В обиход стала просачиваться джинсовая тематика.
- После 1975 года появились полушерстяные ткани синего оттенка, которые украшались эмблемой и пуговицами из алюминия. Классические джинсовые курточки имели на плечах помпоны, а на груди карманы с клапанами в виде скобки.
1984 год запомнился тем, что тогда был введен синий костюм-тройка. В него включалась юбочка трапециевидной формы со складками и пиджак с жилеткой, имеющий накладные карманы. Юбку допускалось одевать и с пиджаком, и с жилетом.
В 1988 году в сибирском регионе и на Крайнем Севере ввели моду на синие брюки в зимний сезон. И одновременно с этим издан указ экспериментального толка, в котором говорилось о возможности отказа ношения школьной формы.
В 1992 году официально школьную форму отменили. Уже 1999 году общим собранием было принято решение предоставить отдельным субъектам Российской Федерации выбор об обязательном ношении формы в школьных учреждениях и формате такой одежды.
Кто придумал школьную форму?
Однозначного ответа на вопрос нет, так как мнения исследователей разнятся. Многие исторические данные указывают на то, что первой школьной формой в России воспользовались ученики Императорского воспитательного дома в Москве в конце XVIII века. Их примеру последовали сиротские школы для крестьян и мещан, затем воспитанницы института благородных девиц. То есть прародителями могли стать как Петр I, так и Екатерина II.
По другой информации решительный шаг в направлении унифицирования одежды учеников был сделан Александром I. Но общепринятой датой стала 27 февраля 1834 года. Фасоны многократно менялись, подходы к ношению тех или иных элементов одежды постоянно претерпевали изменения. На всех этапах истории происходило множество смен идеологий на счет ношения формы.
Что в других странах?
Великобритания является самой большой европейской страной, где школьная форма носится повсеместно и довольно долго по историческим срокам. Даже после признания независимости некоторых стран, таких как Индия, Австралия Ирландия, Южная Африка и Сингапур, форма не потеряла актуальность и считается предметом гордости и обязательности для приличных семей.
Хронология существования школьной формы в иных странах:
- Во Франции единый стиль одежды в школе просуществовал с 1927 по 1968 год.
- В Германии единого фасона не разработано, но постоянно ведутся дебаты о принятии общего решения.
- В Канаде форма обязательна в частных школах.
- В государственных учреждениях США нет единого стандарта, но есть обязательный для исполнения так называемый dress code, по которому ученики соблюдают нормы и правила ношения того или иного фасона одежды.
Каждая отдельная школа в США сама решает допустимый перечень одежды, его цветовое сочетание. Не разрешается носить открытые топы и брюки с низкой посадкой. Предпочтение отдается джинсам, широким брюкам с многочисленными карманами, а также футболкам с рисунками в виде графических изображений.
- Для кубинских учащихся форма уже много веков едина и обязательна для ношения.
- В Японии существуют строгие стандарты формы для каждого отдельного учебного заведения.
Японская мода очень интересная. Чаще всего можно встретить белую рубашку в сочетании с темным пиджаком и брюками для мальчиков. Девочки же носят юбочку и пиджак темных расцветок. В сочетании с формой выдается соответствующая сумка или рюкзак. Дети начальных классов могут носить обычную детскую одежду, а могут придерживаться строгой формы. Это решают, как правило, на родительских собраниях.
В нашей стране школьная форма стала обязательной с 2013 года. До этого происходило много изменений как касательно обязательности, так и решений цветового формата, стиля и прочих деталей внешнего проявления. Однако, обязательное ношение не предполагает полную стандартизацию. Сейчас каждое отдельное учебное заведение само решает, как должна выглядеть одежда учащихся. Соблюдаются принципы опрятности, элегантности, удобства и практичности. Своего рода, эти принципы сформированы в так называемый дресс-код и обусловлены выражением делового стиля каждого отдельного ученика.