Школьные битвы - что не так со школьной формой и внешним видом учащихся?

Проблема тихо тлеющего конфликта между детьми и сотрудниками образовательной системы по поводу внешнего вида в учебном заведнии иногда всё-таки перестаёт быть незаметной и обыденной. Хорошим примером такого "взрыва" можно считать недавний скандал с ученицей гимназии №4 в Перми - ситуация накалилась после того, как подростка не пустили на занятия, обосновывая своё решение "неподобающим внешним видом". Формально дело закончилось в пользу ученицы, но решило ли это проблему на самом деле?

"Запрет" или "рекомендация"? Как обстоят дела с требованиям к внешности школьников сегодня

После неприятного проишествия в четвёртой гимназии проблема получила новую волну внимания со стороны всех участников учебного процесса. Оказалось, что в правилах гимназии и других учебных заведений области действительно много нелогичных, объёмных и довольно категоричных запретов.

По итогам разбирательства все запреты были заменены на так называемые рекомендации. С первых дней было очевидно, что стороны конфликта остались при своих мнениях - педагогический персонал рассчитывал, что соблюдать границы в отношении внешнего вида учеников им придётся только формально, а дети в свою очередь рассчитывали на существенную защиту на официальном уровне.

ВАЖНО! Федеральный закон "Об образовании" максимально лоялен к учебным заведениям. Каждая школа может самостоятельно устанавливать любые правила, относительно школьной формы. Однако отдельно указано, что требования школы не могут расходиться с фундаментальными правами гражданина и ученика относительно личной свободы.

16559160612UJgQdbmvW.jpg

Как и ожидалось, столкновения продолжились. Учителям и администрациям школ стало сложнее законодательно обосновать своё предвзятое отношение и действовать открыто, но любое учебное заведение - это сложная и полузакрытая экосистема, где негативно мотивированный педагог всегда может найти способ усложить учёбу и досуг ученику, который, по его мнению, нарушает школьные правила.

Новые "рекомендации" к внешнему виду учащихся:

  1. Внешний вид должен соответствовать общественным нормам делового стиля и быть светским.
  2. В макияже ученикам предлагается выбирать лёгкие и нейтральные оттенки - то же касается запаха парфюма.
  3. Маникюр не должен мешать ученику выполнять учебные задачи и привлекать слишком много внимания.
  4. К ношению не рекомендуются массивные украшения или что-либо, угрожающее здоровью самого ученика или окружающих.

Как видно, обычные и вполне конкретные запреты просто прикрыли обтекаемыми формулировками. Персонал учебных заведений, особенно принципиальные представители "старой школы" по-прежнему не хотят мириться с цветными волосами, макияжем, маникюром и прочими формами самовыражения.

ВАЖНО! Даже если ученик откровенно нарушает установки учебного заведения по внешнему виду и форме одежды, ни один член педагогического коллектива не имеет права не только выгнать ребёнка с занятий, но и отчитывать его. Допускается только формальная беседа и напоминание о нормах, принятых в конкретной школе.

1655916072UZuYyYOA5w.jpg

Дети же в свою очередь знакомы со своими правами и не хотят, чтобы школа вмешивалась в их частную жизнь - ведь по закону учреждение действительно имеет право устанавливать чёткие правила только в отношении формы одежды - правила относительно внешнего вида ученика ещё более размыты.

Внешние признаки - где заканчиваются полномочия школы?

Разбирая претензии преподавателей к внешнему виду детей, можно наткнуться на корень проблемы - размытость федерального законодательства. Согласно высшим законодательным установкам, учащийся может выглядеть так, как хочет, но при этом "соответствовать общепринятым нормам делового стиля и быть светским".

Разумеется, у современного подростка и учителя зачастую очень разные представления об общественной норме - и в этом нет ничего удивительного, разница в возрасте между ними легко может превышать 50 лет. Преподаватель может относиться к "трендам" по-разному - снисходительно или с принципиальным неприятием, но он не имеет права наносить вред личности учащегося, не говоря уже о вреде физическом. Об этом всегда должен помнить как ребёнок, так и его родители.

Отличия формы и внешнего вида

Большинство скандалов, которые возникают вокруг школьной формы, не имеют к форме никакого отношения - всё дело в других атрибутах внешнего вида, которые могут показаться неприемлемыми для педагогического коллектива. Нередко бывает так, что ребёнок соблюдает минимальные требования школы - носит форменную одежду или придерживается правила "светлый верх, тёмный низ", но при этом носит пирсинг, цветные пряди, яркий маникюр.

ВАЖНО! Особенно сильно проблема обостряется, когда речь идёт о мальчиках. Если девочкам ещё позволяется некоторая вольность во внешнем виде и о серьёзных наказаниях речь не идёт, то мальчик может получить настоящую травлю за куда меньший "проступок" - например, волосы длинее установленных норм.

1655916077auVsEO0xfR.jpg

К сожалению, единая и чёткая инструкция в таких случаях невозможна. Ученики и их родители уже добились отмены самых кардинальных мер - выгнать с урока или в любой другой форме не допустить к занятиям ребёнка нельзя, учителя и администрация школ опасаются выражать своё недовольство так открыто. Но проблема не исчезла - существует множество способов "усложнить" жизнь учащемуся.

Выводы

Ситуация может быть исправлена, но для этого стоит приложить больше усилий, чем изменение формулировок. Специалисты считают, что работать необходимо с двумя сторонами. Стоит настраивать кадры в образовании таким образом, чтобы те были терпимее к детям и не преувеличивали масштаб проблемы, видя яркие ногти или колготки с рисунком.

Учащимся же стоит уделять больше внимания - особенно если ребёнок крайне демонстративен и излишне эксцентричен в желании выделиться. Только так можно будет сгладить острые углы на стыке поколений и перевести проблему из регулярной обыденности в разряд "периодических всплесков".


< НАЗАД