Так ли необходима школьная форма?

Учёные из США провели исследование о влиянии формы на успеваемость и дисциплину в школе. Результаты не совпали с устоявшимся мнением. Истинная картина дает понять: чтоб добиться сплоченности в детских коллективах, лучшей посещаемости и стремления детей к высоким оценкам – не обязательно вводить ношение формы. В ряде случаев такой подход приводит к отторжению со стороны учащихся.

Как проходило исследование

На фоне не утихающих споров о необходимости школьной формы ученые университета штата Огайо провели исследование по данной теме. В эксперименте принимали участие ученики разных социальных групп, из частных и государственных школ. Для сравнения изучили группы детей из школ, где форма введена и не была обязательна. Всего 6320 учащихся.

В процессе работы провели следующие виды активностей.

  1. Опрашивали как влияет ношение формы на физическую активность.
  2. Во временном промежутке изучили степень вовлеченности детей в образовательный процесс.
  3. Оценили успеваемость в разрезе математики, языка, естественных наук.
  4. Провели тестирование для определения уровня когнитивных способностей.

Что удалось выяснить

Школьная форма в США

Выводы исследования опровергли устоявшееся умозаключение многих родителей и педагогов, что ношение формы влияет на умственные способности, улучшает усидчивость, повышает успеваемость и общность в коллективе. Опрошенные часто указывали на неудобство при ношении, как следствие низкая физическая активность.

Связь между формой и лучшей посещаемостью наблюдалась лишь в ряде случаев. К ним относятся дети из семей с низким доходом, которые меньше пропускали школу где форма была обязательна.

Результаты ученых огорчат многих сторонников дресс кода. И оправдывают тезис, что форма лишь элемент с помощью которого стремятся уравнять детей несмотря на их социальный статус. Отметим, что это стремление положительное, но в современном мире дети дают оценку друг другу не только по одежде. Как быть с гаджетами и другими принадлежностями которые ученики приносят с собой в школу?!

Почему так

Отсутствие связи между формой и успехами в образовательном процессе ученые объясняют нежеланием детей подчиняться уставу, неприятие ограничений. Если первоклашке можно навязать точку зрения учителей, то дети постарше в большинстве стремятся к самовыражению через одежду, смену цвета волос и другие элементы. А "эксперименты" со стилем для учащихся ученые называют частью жизненного опыта.

Зачем это нужно знать

Устав школы

Исследование важно для понимания дальнейших механизмов взаимосвязи между школой и учащимися, принятия решений по этому вопросу на уровне министерства образования.

Выводы по результатам эксперимента помогут выработать новую стратегию по вопросу необходимости школьной формы и апеллировать к ее сторонникам.

В России школьная форма пока не обязательна для всех школ, ее вводят на усмотрение педколлектива и родительских комитетов. В уставе любой школы может быть введён дресс код, но требования к виду и материалам могут разниться.

В США с этим вопросом тоже не торопятся. Процент государственных учреждений где есть форма не так велик, всего 20 %. Но наметилась тенденция к росту. А вот в частных заведениях США форма обязательна для 60% из 100.

Что говорят о форме в правительстве

В 2021 году о введении формы высказалась глава СовФеда – Валентина Матвиенко. Спикер против введения однотипной формы для всех школ России, но за удобную, эстетичную одежду которую могут подбирать в каждой школе самостоятельно. «...школьная форма нужна, она дисциплинирует, уравнивает детей в хорошем смысле. Не рассматривать какой фирмы кроссовки, а просто учиться. В то же время школа – это не армия, обязать всех носить одинаковую форму – это, на мой взгляд, перебор.»

Вывод

Исследование очень важно с точки зрения разрешения споров между противниками и сторонниками формы. Доказывает отсутствие связи между ношением формы и успеваемостью. Дает толчок к поиску новых решений со стороны министерства образования. Надеемся, что результаты послужат основой для недопущения уравнивания всех учащихся ради не оправданых целей.

 

< НАЗАД